Назад

Как казахстанский ритейлер SMALL & Skif повысил эффективность кассовых решений

Опубликовано: 29 мая 2023 | Прочитано: 1468 раз

img

SMALL & Skif — вторая по величине сеть продуктовых магазинов в Казахстане, объединяет 142 магазина в 11 городах страны.

Это супермаркеты SMALL, дискаунтеры Skif, а также магазины SPAR Казахстан, которые ритейлер открывает по франшизе.

В 2022 году ритейлер модернизировал кассовые решения сети. Проект примечателен тем, что затронул сразу несколько направлений — заменили самописную систему, работавшую на кассах больше 15 лет; стали оснащать магазины новыми кассами самообслуживания, запустили систему контроля кассовых операций для службы безопасности.

Результатами и деталями поделились участники проекта: SMALL, CSI и ПРОСИСТЕМЫ.

Предпосылки и выбор новой системы — 6 решений в шорт-листе

Отправной точкой произошедших перемен стала потребность заменить старое кассовое ПО. Работающую в магазинах с 2007 года систему, написанную на Delphi, было тяжело дорабатывать и развивать, многое упиралось в ресурсы программистов. В функциональности не было дисконтных и бонусных механик, возможностей для работы с интернет-магазином и системами доставки. Кроме того, SMALL планировал менять ERP-систему и не было гарантии, что кассовое ПО будет с ней совместимо.

В 2021 году ритейлер искал промышленное решение, которое будет поддерживать централизованную работу с кассами, может быстро адаптироваться к изменениям законодательства, даст возможность запустить систему лояльности или заказов на сайте, подключать новые виды оплат на кассах и делать многое другое, что важно для современной торговой сети.

В шорт-листе SMALL было 6 продуктов. После тщательного изучения и сравнительного анализа систем более чем по 40 техническим и функциональным критериям, SMALL остановился на российской системе Set Retail, набравшей высший балл и имеющей успешные внедрения в Казахстане.

Партнёрами SMALL в проекте внедрения стали CSI, разработчик и поставщик кассовых решений из Санкт-Петербурга, и «ПРОСИСТЕМЫ» — крупный интегратор из Алматы и давний партнёр вендора в регионе.

Этапы проекта

Осень 2021 — лето 2022. Работы начались осенью 2021 года, к декабрю запустили пилотный магазин на Set Retail. В феврале 2022 все было готово для тиража Set на все кассы, ритейлер делал это самостоятельно и закончил к лету.

Декабрь 2022 г. На Set Retail перевели также работающие в магазинах кассы самообслуживания NCR, что можно условно считать вторым этапом проекта.

Владимир Насикан, менеджер проекта со стороны CSI: «Хорошо это или плохо, но законодательство в стране меняется крайне быстро и зачастую непредсказуемо для участников рынка. Появляются новые сервисы для покупателей и сетей (сервисы оплаты, например) — в этом смысле с промышленным кассовым решением ритейлеру проще: мы можем один раз сделать интеграцию через API или внести доработку в ПО Set Retail — и функциональность сразу становится доступна всем нашим клиентам».

Какие продукты использует SMALL и что изменилось по итогам проекта

SMALL использует не только флагманское решение Set Retail, но и несколько других продуктов из экосистемы Set.

  1. Set Retail: эффективная работа с кассами. Базовая функциональность системы полностью закрыла все текущие потребности и процессы SMALL. Интеграцию Set с ERP ритейлер сделал самостоятельно по документации CSI. С переходом на новый софт специалисты SMALL отметили ряд плюсов.
  • Удобная централизованная работа с магазинами сети на сервере Set Centrum: доступ к данным операционного дня, заведение новых касс и другие процессы стали наглядным и быстрыми.
  • Быстрое развёртывание кассы, установка — буквально в один клик против 30-40 минут на прежнем решении.
  • Set Retail работает на ОС Linux — теперь это позволяет сети экономить на приобретении лицензий Windows (90 000 тенге на одной кассе). Кроме того, в Linux нет вирусов, а на экране кассы нет лишних элементов интерфейса, на которые может случайно нажать кассир. У Set Retail простой и интуитивно понятный интерфейс, который не вызвал у кассиров никаких сложностей.
  • За счет гибкой настройки Set теперь легко работать с форматом чека — например, добавлять в него дополнительную текстовую информацию. SMALL добавляет поздравления к праздникам, акции и пр.
  • С Set Retail расширились возможности подключения нового оборудования. К кассам подключили полноценные дисплеи покупателя — цветные маленькие мониторы, на которых можно не только показывать состав чека, но и запускать рекламу, их настройкой в системе теперь очень легко управлять. Ритейлер начал устанавливать прайс-чекеры CSI в торговом зале. В отличие от устройств другого производителя, на которых установлено самописное ПО, прайс-чекеры CSI работают в экосистеме Set и цена на кассах всегда совпадает с ценой, которая демонстрируется покупателю на экране прайс-чекера. О новых кассах самообслуживания CSI K мы отдельно расскажем ниже. 

«Сейчас мы ощущаем все плюсы от работы с вендором. Изменения в системе, которые нужно было сделать «вчера», на прошлом решении занимали у нас месяц-полтора. Сегодня то, что в Set Retail условно делается за месяц, мы бы делали 3-4 месяца, затратив при этом не меньше финансовых ресурсов», — отметил Дмитрий Шкунов, технический директор SMALL. 

2. Set ESB. Надёжный обмен данными. Set ESB — это собственная транспортная шина данных CSI, сервис для централизованного обмена данными между ИС ритейлера и кассовой системой Set Retail. Он обеспечивает передачу данных на кассы, которых в SMALL больше 800. Преимущества: быстрая интеграция, производительность под высокими нагрузками и корректная передача большого количества данных (актуально для сетей от 500 касс).

3. Новые кассы самообслуживания: CSI K.

В магазинах SMALL уже несколько лет работают кассы самообслуживания NCR, больше 90 штук. Сегодня ритейлер устанавливает кассы самообслуживания CSI K — это собственная разработка компании CSI, представленная рынку в 2021 году. В сети будет больше 70 CSI K, сейчас они работают уже в 27 магазинах, устанавливаются во всех открывающихся торговых точках, включая новые SPAR.

Ритейлер самостоятельно спроектировал мебель для этих касс, тестирует контрольно-весовую платформу для дальнейшего оснащения CSI K, повышения её эффективности и удобства для покупателей.

Самообслуживание — один из трендов ритейла в Казахстане, позволяет справляться с нехваткой персонала, экономить на ФОТ, ведь на остров из 4-6 касс достаточного одного помощника вместо нескольких кассиров, а за единицу времени на острове обслуживаются сразу несколько покупателей.

«Большой плюс CSI K для нас в том, что устройство управляется той же системой Set Retail, что и обычные кассы. Привез кассу самообслуживания, воткнул в розетку — она работает. Настроек минимум. При этом удобно настраивать горячие кнопки, пик-лист удобный. Интерфейс у нас на русском и казахском», — подчеркнул Дмитрий Шкунов.  

4. Работа службы безопасности проще и быстрее: с системой контроля кассовых операций Set Prisma.

Направление контроля на кассах в компании курирует служба безопасности. В сети уже был настроен видеоконтроль, при котором на видеозапись накладывались данные чека: с нарушениями можно было работать, но только постфактум, а поиск информации отнимал время.

Вместе с CSI в SMALL провели пилотный проект — установили специализированную систему Set Prisma. Она синхронизирует видеопоток с камеры, направленной на кассу, и события кассовой системы. Поскольку каждое нарушение имеет свою логику, внутренние алгоритмы Set Prisma автоматически фиксируют все подозрительные инциденты, подтягивая соответствующий видеофрагмент — оператору остается просмотреть их, чтобы подтвердить или отклонить факт нарушения. Система помогает обнаружить больше 100 типов кассовых нарушений.

Set Prisma работала месяц на обычных кассах и 2 недели на кассах самообслуживания SMALL. По итогам представленного отчета аналитиков, ритейлер решил установить систему на все классические кассы сети. В основном в магазинах выявляются дисциплинарные нарушения со стороны кассиров без материального ущерба, операционные нарушения, но были и случаи мошенничества.

«C запуском Set Prisma коллеги из СБ отмечают удобство работы в интерфейсе и главное — возможность получать предупреждения о возможных нарушениях онлайн, в виде мгновенных уведомлений на экране сотрудника. Это удобный инструмент, который поможет быстрее разбирать инциденты с сотрудниками магазинов, предотвращать повторение нарушений и сокращать потери на кассах», — поделился Дмитрий Шкунов.  

Николай Шарапов, руководитель проекта в CSI: «Уникальность SMALL для нас — в открытости клиента к новым технологиям и инструментам, в динамике и легкости работы коллег: посмотрели решение, увидели для себя пользу, обсудили с нами внедрение и сделали. Всегда приятно встречать такой уровень мотивации и компетенции».

5. Обработка данных мягких чеков с Set Kit

На момент проекта у SMALL не было интернет-магазина, компания работала с внешними интеграторами доставки. Уже по завершении тиража в середине 2022 года SMALL запустил пилотный проект электронной коммерции — дарксторы, которые занимаются доставкой. Под него развернули отдельную среду и там запустили специальный модуль Set Kit для работы с заказами покупателя. Сервис обеспечивает обработку и передачу данных мягких чеков из информационной системы, в которой был оформлен заказ, на кассовое место.

6. Интеграция с Kaspi Bank, оплата по QR-коду и планы

В SMALL установлены банковские терминалы Kaspi — самого популярного и прогрессивного банка Казахстана. Управление терминалом происходит в Set Retail через плагин интеграции Kaspi с Set Retail, который написал партнёр ПРОСИСТЕМЫ.

Терминалы банка на кассах позволяют принять оплату по QR-коду или банковской картой любого банка. Работа с Kaspi поддерживается также на кассах самообслуживания. Есть планы отойти от обязательного использования терминалов и реализовать показ QR-кода для оплаты непосредственно на экране кассы.

Антон Славиковский, генеральный директор ТОО «ПРОСИСТЕМЫ»: «Проект вобрал в себя целый набор решений: надежная онлайн-касса «Программный фискализатор 3.0.1», мощное и функциональное семейство продуктов Set, при этом Set имеет закрытое ядро, что делает его стабильным в работе и дает возможность гибкой адаптации через Set API, обеспечивая гибкость в уникальных бизнес-процессах. Если вернуться к тиражу проекта и фазе начала его активного использования, он как раз пришелся на январские события и в целом на период многих нелегких для страны и всего мира событий. Благодаря хорошо слаженной команде проект был выполнен, что позволяет SMALL продолжить свое успешное развитие. Мы со своей стороны стремимся обеспечить весь необходимый сервис. В том числе, уже сейчас доступны интеграции с новыми терминалами Halyk bank и Jusan bank, а также реализованы важные законодательные изменения по передаче штрихкодов в ОФД».

Компания ПРОСИСТЕМЫ внедряет и сопровождает системы автоматизации для розничной торговли, в том числе онлайн-кассы «Программный фискализатор 2.0.2», и сейчас выступают для SMALL первой линией поддержки по Set Retail.

«Это был интересный проект, начиная с этапа предпроектного обследования, на котором мы провели очень большую работу. Решая задачи внедрения, мы получили хороший опыт и показали отличную командную работу как технических специалистов SMALL, так и с коллегами из CSI и ПРОСИСТЕМЫ. Если бы не некоторые внешние факторы вроде ухода NCR из России, справились бы за 3-4 месяца. Обновление касс успешно завершено, но у нас много планов — по масштабированию и повышению эффективности ПО, тестированию и установке современного оборудования для торгового зала (в частности, электронные ценники). При необходимости сможем запустить программу лояльности, задействуя инструментарий модуля Set Loyalty. Мы теперь практически не ограничены в выборе новых технологий и решении задач, которые будут стоять перед бизнесом, все доработки ПО и интеграции делаются быстро и качественно», — подытожил Дмитрий.  

Источник: https://www.tadviser.ru/a/736028

Рекомендуем почитать

Розничная сеть Greenwich: загрузка касс самообслуживания до 81% в часы пик подтверждает их эффективность
Сеть усовершенствовала свою ИТ-инфраструктуру — к началу 2023 года перевела кассы всех магазинов на новое ПО, а также впервые предложила своим покупателям кассы самообслуживания
Читать далее
В Астане до конца года откроется еще 4 магазина MyMart
MyMart — сеть магазинов в формате «у дома», франчайзинговая программа компании METRO в Казахстане. В Алматы и Астане успешно работает уже 46 магазинов MyMart...
Читать далее
Кассы самообслуживания: для тех, кто 31 декабря забыл купить горошек
На выходе из магазина после большой праздничной закупки вы обнаруживаете, что забыли купить горошек для салата. Нужно вернуться...
Читать далее
Цифровизация ритейла: как в Казахстане "крадут маечки"
На круглом столе «Ритейл-нетворкинг» лидеры отрасли обсудили внедрение технологий в торговых сетях...
Читать далее
В магазинах A-Store появились кассы самообслуживания
Гипермаркеты A-Store в Казахстане установили кассы самообслуживания в своих флагманских магазинах. Новый формат позволяет покупателям ...
Читать далее
Как казахстанский ритейлер SMALL & Skif повысил эффективность кассовых решений
SMALL & Skif — вторая по величине сеть продуктовых магазинов в Казахстане, объединяет 142 магазина в 11 городах ...
Читать далее
Кассы самообслуживания: революционное решение для современного ритейла
В последние годы кассы самообслуживания стали неотъемлемой частью многих розничных магазинов и супермаркетов. Они позволяют бизнесу быстро ...
Читать далее
Штрихкод на службе бизнеса
Штрихкоды используются для идентификации товаров и играют важную роль в автоматизации учета в розничных магазинах, аптеках и других предприятиях, работающих с большим количеством товаров. Штрихкод может содержать ...
Читать далее
Терминал сбора данных CSI Moby One
Терминал сбора данных (ТСД) - это мобильный компьютер, оснащенный сканером штрихкода. Управляется специализированным программным обеспечением. Он считывает штрихкоды и передает их в учетную систему.
Читать далее

Подпишитесь на наши новости