Штрихкоды используются для идентификации товаров и играют важную роль в автоматизации учета в розничных магазинах, аптеках и других предприятиях, работающих с большим количеством товаров. Штрихкод может содержать как просто код товара, так и информацию об изготовителе и стране происхождения, серии и даже сроке годности. В статье вы узнаете основные понятия о штрихкодировании, какое оборудование необходимо использовать для работы, как штрихкоды помогают в разы ускорить обслуживание покупателей и точно провести инвентаризацию в магазине. В цивилизованной торговле, штрихкоды уже давно стали незаменимыми помощниками на службе бизнеса.
В розничной торговле, наиболее популярны два типа штрих-кодов: одномерные штрихкоды (линейные или 1D) и двухмерные (2D).
В данной статье мы рассмотрим одномерные штрихкоды. Самыми распространёнными типами линейных кодов являются: EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E, Code128, Code39 и многие другие.
Линейный штрихкод — прямоугольник с чередованием белых и черных полос. В отличии от 2D штрих-кодов одномерные позволяют зашифровать небольшой объем информации (около 30 символов).
На штрихкод нанесены черные и белые полоски. Эти полоски служат для считывания кода с помощью специального оборудования: сканеров штрих-кодов, терминалов сбора данных и пр. После считывания, код передается в учетную систему или кассовую программу для идентификации товара.
Под штрихкодом расположены цифры, они нужны для визуальной идентификации товара человеком.
Наиболее распространенный стандарт штрихкодирования товаров — EAN-13 (European Article Number) — европейский стандарт штрихкода, разработанный Ассоциацией автоматической идентификации “GS1”. Ассоциация ведет реестр штрихкодов и следит за их уникальностью, чтобы каждый товар имел уникальный идентификатор.
EAN-13 состоит из 13 цифр и имеет следующую структуру:
- 3 цифры впереди ― страна происхождения;
- 4-5 последующие ― код изготовителя товара;
- 5 символов после ― данные о товаре, размер вес.
- 1 цифра в самом конце ― контрольная. Она нужна для проверки правильности считывания всей информации сканером.
Чтобы производитель имел возможность поставлять товар в крупные торговые сети (например Magnum, Small и другие), ему необходимо нанести уникальный штрихкод на товар. Получить штрихкод стандарта EAN-13, предприятие может обратившись в организацию GS1.
Поддержим отечественного производителя!
Например, зная информацию, что в Европейской системе кодирования EAN код Казахстана — 487, мы можем визуально определить по первым трем цифрам штрихкода, что штрихкод был выдан казахстанской компании и товар изготовлен в Казахстане.
А вы проверяете код производителя? Теперь вы можете самостоятельно находить отечественный продукт.
Как быть с товаром без штрихкодов или с товарами собственного производства?
Для использования штрихкодов внутри компании, был выделен диапазон штрихкодов, начинающийся на 2. Например, вы можете использовать такие штрихкоды для товаров пришедших к вам без штрихкода. Вы можете сгенерировать штрихкод в вашей учетной системе, присвоить его товару и распечатать на специализированном оборудовании — принтере этикеток. Ознакомиться с популярными принтерами этикеток, вы можете у нас на сайте в разделе “Принтеры этикеток”.
Так же диапазон штрихкодов на 2 может использоваться для идентификации весового товара или штучно-весового (например, пирожки). Штрихкод весового товара печатается на весах с печатью этикеток и содержит:
- 2 символа – префикс товара весовой или штучно-весовой;
- 5 символов – код товара, его часто называют код SKU;
- 5 символов – вес в граммах или количество товара;
- 1 символ – контрольная цифра.
Весы с печатью этикеток получают информацию о Наименовании товара, цене и коде товара (SKU) из учетной системы, а также для быстрого поиска товаров на весах добавляется код PLU. Сегодня в крупных супермаркетах, вы часто видите код PLU при вводе которого на весах, происходит печать этикетки. Кассовая программа, при считывании штрихкода, напечатанного на весах, определяет товар по коду SKU и количество товара для добавления в чек.
Идентификация товаров с помощью штрих-кода позволяет быстро и безошибочно посчитать товар при инвентаризации, добавить товар в чек для продажи, принять товар от поставщика и многое другое. Автоматизация торговли с использованием штрихкодирования позволяет выйти на новый уровень дохода — увеличить товарооборот, снизить убытки и повысить эффективность труда сотрудников.
Если вас интересует автоматизация магазина или аптеки читайте подробнее здесь — Автоматизация розничной торговли
Авторское право на статью: Антон Славиковский